Музыка была с человеком всегда, с первых его шагов как сознающего существа. Извлечение звука с помощью голоса и естественных природных предметов, например, тростника, кажется делом простым. Но все звуки имеют собственный характер и оказывают различное влияние на людей. Некоторые кажутся более резкими, другие – гармоничными, а определенное сочетание звуков создают вокруг себя целостный мир. Погрузившись в этот мир, человек может испытывать новые чувства и изменить свое состояние.
На одном из уровней музыка воспринимается бессознательно, как потек энергии, и отношение к музыке определяется собственным состоянием человека, его желаниями, потребностями в получении определенных стихий. При этом люди, выросшие в похожих условиях, будут иметь примерно одинаковые ощущения. Им не нужно заранее договариваться о смысле музыки.
Сейчас имеется возможность самостоятельно выбирать к прослушиванию то или иное музыкальное произведение. Но мало кто делает это осознанно. Еще меньше людей могут понять чужие вкусы. Так как же мы вбираем музыку и какую роль она играет в жизни?
- Восстанавливающая, восполняющая роль.
Музыка позволяет получить состояния, энергии, которых человеку не хватает в жизни, которыми он не способен самостоятельно управлять. Если окружающий мир кажется однообразным, а вся деятельность проходит на энергиях, которые кажутся некомфортабельными, музыка может стать источником недостающих впечатлений.
При этом хотеться может как «высокого и светлого», так и «приземленного», в зависимости от того, как человек живет, какие законы нарушает. Вкусы могут быть самыми разнообразными, но данная категория людей слушает музыку в основном по собственному вкусу, который может меняться, и достаточно спокойно относится к «пристрастиям» окружающих.
Многие не рассматривают «попсу» всерьез, потому что не видят в ней индивидуальности. Популярные артисты почти всегда выступают посредниками, концентраторами, которые крутят и выдают повседневные и доступные энергии, которых и так кругом полно. Но их можно послушать, если слаб общий жизненный тонус и даже простые радости позволяют восстановиться до некоторой степени. Или, наоборот, эмоции так и хлещут через край и требуют выхода.
Обычный музыкант может быть просто мастером оформления и переложения того, что было создано и пережито людьми того мира, в котором он живет. Талантливый композитор и исполнитель ценятся за то, что являются каналом к энергиям, доступным не каждому. Круг их постоянных поклонников приспособился к потоку и ждет от них чего-то определенного, что не всегда согласуется с их творческими планами.
- Закрепляющая, цементирующая роль.
Музыка может выступать как средство, удерживающее сознание в определенных рамках. В литературе описано множество случаев, когда в трудную минуту люли начинают петь свои любимые или ритуальные песни, что позволяет им создать своеобразный энергетический «щит» от посторонних воздействий. Похожий пример» веселая компания приехала отдыхать «на природу» и врубила музыку с городскими песнями «на полную».
Редкие религиозные практики обходятся без своей музыки, и для начинающих членов общины регулярные присутствия на музыкальных собраниях помогают влиться в новую среду. Но, наверное, в XX веке появились большие группы людей, прежде всего молодежи, для которых определенная музыка составляет основу мировоззрения, вокруг нее формируется образ жизни. Устойчивые в настоящее время субкультуры – металлисты, рэперы, готы и т.д.
Общая черта слушателей этого типа – постоянная необходимость в музыке определённого типа, при чем ценится «густота» энергий. Слушать такую музыку вначале очень тяжело, она воспринимается абсолютно одинаковой, как представители другой расы кажутся все на одно лицо. Но любое «разбавление» доступными и привычными обычному слушателю мелодиями, «опасение», лишает ее «терпкости» и для истинных ценителей просто лишает смысла.
- Пробуждающая и развивающая роль.
Музыка выводит на новые горизонты и открывает новое понимание мира. Отличие этого способа восприятия музыки – необходимость активной работы. Познание нового в музыке подобно настройке радиоприемника. Некоторые станции легко поймать, и звучат они модно, но говорят о повседневных вещах, о спорте и политике. Другие нудно долго искать, но поймав один раз, вы узнаете о мире нечто новое, а не просто очередную перестановку из известных вещей и фактов. Для успеха важно уметь двигать ручку достаточно плавно и расширять диапазон движения.
Такой способ прослушивания музыки – не отдых, не восхищение, скорее охота. Познание нового можно разделить на две части – адаптация к энергиям и понимание структуры (законов). Если энергия воспринимается бессознательно, то для понимания структуры важно слушать музыку внимательно, отслеживая каждое ее движение, что требует серьезной работы.
Вот как описывает свои ощущения от прослушивания авангардной музыки один из любителей. Первое прослушивание: «абсолютный шум». Второе. «Начинаю схватывать темы. Ага, вот одна». Третье. «понимаю темы, но с трудом различаю разделение произведения на части». Четвёртое. «Я могу сказать, где заканчивается одна часть и начинается другая и чем они отличатся». Пятая. «О, Боже! Это потрясающее произведение! Мне пришлось поработать над ним, но исполнитель наградил меня».
Часто ценность музыки в первый раз воспринимается не пределе чувствительности и можно лишь сказать: «Тут что-то есть». Меломаны со стажем с первых ног определяют, есть ли у исполнителя «драйв», стоит ли за ним реальная энергия, или это просто виртуозная, но пустая техника.
Умение слушать музыку – это владение тремя описанными способами, главное –сознательно уметь применять их в нужный момент. Но для начала может быть просто ответить на вопрос: «Зачем и как я слушаю музыку?».
Ар Жагьяр. Газета «Филдви+» №6, февраль 2001.